Статьи о репродуктивных трудностях
Обзоры публикаций на тему репродуктивных трудностей

Исследование голландских ученых
А что, если у меня так и не получится родить ребенка?
"А что, если у меня так и не получится родить ребенка?" Этот вопрос не всегда произносится вслух, но часто «незримо присутствует» в жизни женщин, сталкивающихся с репродуктивными проблемами. Никому не дано заглянуть в будущее, и это грустное «что, если…» для каждой конкретной семьи остается на долгое время неизвестным.

Но на то и социологические исследования, чтобы охватить более широкий контекст и посмотреть: как сейчас, спустя много лет лечения и попыток, чувствуют себя женщины, чье желание родить ребенка так и не исполнилось? Что они делают со своей жизнью и какой ответ на свою ситуацию дают?

В статье голландских исследователей, опубликованной в журнале Human Reproduction группа ученых установила, что психическое здоровье женщин спустя 11-17 лет после лечения от бесплодия связано с такими вещами, как:

1) Сохраняющееся стремление во что бы то ни стало родить (еще одного) «своего» ребенка. Если оно есть, то психическое здоровье женщины в целом хуже.
2) Неудачный опыт лечения бесплодия закономерно плохо влияет на психическое здоровье женщин. Но при этом несколько ЛУЧШЕ остальных себя чувствуют:
- те женщины, у которых невозможность родить ребенка не была напрямую связана с их собственным здоровьем (например, при "мужском факторе" партнера или при "бесплодии неясного генеза");
- те, кто начал лечение в более позднем возрасте и - что интересно - те, кто пользовались методами ВРТ.
Ученые предположили, что это связано с более реалистичным взглядом таких женщин на шансы успешного лечения. Иными словами, те, кто начал обследоваться и лечиться позже, с учетом сложности ситуации заранее готовили себя к разным ее исходам (!).

Похоже, что на некоторые из факторов, определяющих самочувствие женщин с репродуктивными трудностями, мы можем повлиять, и мы стараемся это делать на встречах нашей группы поддержки "Ты не одна". Конечно, мы от всей души желаем нашим участницам стать мамами. Но для нас не менее важно, чтобы каждая из них почувствовала, что при любом ходе своей жизни она может влиять на свою ситуацию, что выбор есть всегда и жить полной жизнью можно и в контексте репродуктивных трудностей.

Источник:
Do children make you happier? Sustained child-wish and mental health in women 11–17 years after fertility treatment. S. Gameiro,A. W. van den Belt-Dusebout, E. Bleiker, D. Braat, F. E. van Leeuwen, Ch.M. Verhaak, Human Reproduction, Volume 29, Issue 10, 10 October 2014, Pages 2238–2246
https://doi.org/10.1093/humrep/deu178

Исследование жизни бездетных женщин в Бангладеш
Представления о репродуктивных трудностях
Ученая из Великобритании и исследователь из Голландии провели качественное исследование жизни женщин с репродуктивными трудностями в Бангладеш.

Часть участниц были из деревни, где общинный патриархальных уклад жизни и большая бедность, а часть – из городской среды, образованные женщины из среднего класса. Всего было собрано 20 жизненных историй бездетных женщин. Их возраст – от 17 до 62 лет.

Анализ данных интервью и групповых дискуссий позволил ученым описать представления о бесплодии, царящие в сельской и городской культурах Бангладеш, а также ключевые гендерные ценности и нормы.

Проще говоря, они выделили те представления, которые широко транслируются в обществе по поводу женской жизни, считаются задающими рамки нормальности в женской жизни. Одно из них, например: «материнство – неотъемлемая часть женственности».

Далее ученые показали, что эти представления о женской жизни, делают жизнь женщин, которые в них не вписываются, практически невыносимой.

Почему так происходит? Социальная позиция женщин в Бангладеш демонстрирует большое гендерное неравенство в обществе. Само общество ученые определяют как патриархальное, с мягкой практикой ислама (Бангладеш – это светское государство). То есть женщина почти всегда финансово зависит от мужчины, и в ее обязанности входит рождение детей и забота о семье. В вопросах лечения бесплодия ислам оказывается влиятельной парадигмой на индивидуальном и социальном уровне: местные верования городских и деревенских женщин насчет излечения бесплодия подчеркивают безраздельную власть «воли Аллаха».

К тому же в страховку, которая доступна в городах, это лечение не входит, становясь еще более недоступным.
Такая ситуация ставит женщин в безвыходное, казалось бы, положение: общество считает нормальным женскую жизнь в контексте материнства, но не помогает женщине никак с лечением бесплодия, а в деревнях – даже с доступом к базовой медицине.

Цель исследования: показать, какие ответы на уровне действия и осмысления своей ситуации дают на все это женщины Бангладеш.

Ученые аккуратно собрали информацию о тех действиях, которые женщины предпринимают в ответ на репродуктивные трудности.

Выяснилось, что труднее всего приходится тем, кто живет в сельской местности (мы уже писали о том, что там живут общинным укладом в маленьких относительно замкнутых сообществах, доступа к здравоохранению и образованию зачастую нет).

Они часто получают ярлык бездетных. Ученые пишут, что там это большой груз социальной вины: женщина не может выполнить функцию, которая считается в этой культуре ключевой. это ведет к серьезным последствиям. Вот только самые большие и страшные из них:
– женщин часто исключают из большого круга социальных событий (например, им нельзя появляться на свадьбах и других деревенских праздниках, потому что они считаются носительницами дурного);
– муж может оправдывать разные виды домашнего насилия бездетностью;
– муж может развестись, и тогда женщина окажется на улице.

Что делают женщины в ответ на происходящее?
– Находят ниши в сообществе, которые их положение позволяет им занять: предоставляют дешевый труд по хозяйству на тех праздниках, на которых им запрещено появляться (это всегда элемент «серой» морали, никто не афиширует занятость таких женщин в хозяйстве на празднике, однако о нем все знают и им все пользуются). Это дает им относительную финансовую независимость от мужа;
– Находят способы лечения от бесплодия – в основном, с использованием нетрадиционной медицины. Для этого они используют заработанные дешевым и полутайным трудом средства;
– Избирательно афишируют информацию о том, что они проходят лечение: в некоторых случаях это может удержать мужа от развода, а в некоторых - ускорить развод;
– Развивают свои горизонтальные связи в сообществе, стараются быть «милыми»; этой же цели служит и предоставление услуг по хозяйству за небольшое (относительно рынка) вознаграждение.
Как вам этот далеко неполный список «действий в ответ», которые дают женщины Бангладеш на репродуктивные трудности?

Интересно, какой у вас получился бы список «действий в ответ» на трудную ситуацию?
На нашей группе поддержки для женщин «ТЫ НЕ ОДНА» мы также бережно собираем ответы участниц на трудности, с которыми они сталкиваются, в общую копилку хороших способов жить.

Источник:
How women in Bangladesh confront the stigma of childlessness: agency, resilience, and resistance. Nahar, P. & van der Geest, S. 1 Sep 2014 In: Medical Anthropology Quarterly. 28, 3, p. 381-398 18 p.

Исследование представлений о жизни женщин в Швеции
Как репродуктивные трудности влияют на жизнь женщин в длительной перспективе?
Серия глубинных интервью с женщинами, проведенные исследователями в Швеции была посвящена тому, как вынужденная бездетность сказалась на жизни женщин в течение 20 лет после завершения их безуспешного лечения от бесплодия.

Выяснилось, что бездетность стала для этих женщин ведущей темой в жизни и сильно повлияла на них. Но некоторые женщины сумели снизить влияние проблемы, заботясь о других – о детях друзей или родственников, о пожилых родителях, о животных. И очень интересно посмотреть, какие советы участницы этого исследования, перенесшие многолетний опыт репродуктивных проблем, дают тем женщинам, которые сейчас проходят обследования и лечение в связи с бесплодием:

«Вовлекайте своих партнеров-мужчин»; «Сядьте и вместе обсудите, что для вас важно в жизни»; «Подробно обсуждайте все с вашим партнером»
«[Подумайте о том,] в чем смысл вашей жизни», «Не забывайте жить»
«Если станет ясно, что лечение не помогает, не застревайте на этой теме слишком долго»
«У вас обязательно должен быть кто-то, с кем вы сможете обсудить все это – страх, что муж уйдет; чувство вины; собственные желания – все-все»
«Подумайте об усыновлении/удочерении»
«Не отворачивайтесь от других детей, они приносят так много радости»


Исследователи пришли к выводу, что женщины, оказавшиеся в ситуации нежеланной бездетности, нуждаются в таких формах психологической и социальной поддержки, которые помогут им:
– подкрепить, усилить свои личностные ресурсы;
– научиться рефлексировать, обращаясь к своим жизненным ценностям и целям;
– искать и находить для себя новые возможности и жизненные смыслы.

В группе поддержки «Ты не одна» мы исследуем и насыщаем все эти темы. И постепенно, пусть и не сразу, у многих участниц групп появляются силы посмотреть в лицо страшному вопросу «Что, если не получится?» - и спокойно дать на него свой собственный ответ.

И вопрос для размышлений: а есть ли у вас "план Б", и если да - то как он выглядит? Вообще, по вашему мнению, нужен ли он, и почему?

Источник:
Life 20 years after unsuccessful infertility treatment. I. Wirtberg A. Möller L. Hogström S-E. Tronstad A. Lalos, Human Reproduction, Volume 22, Issue 2, 1 February 2007, Pages 598–604
https://doi.org/10.1093/humrep/del401


Исследование практик осознанности
Ученые подтвердили эффективность программы Mindfulness (MBPI) для женщин с репродуктивными трудностями
В проекте «Ты не одна» мы часто говорим о том, как важно для женщин найти такие точки опоры и способы самопомощи, которые помогали бы им чувствовать себя лучше в ходе лечения и в сложных ситуациях репродуктивного выбора.

Как дождаться ХГЧ; как помочь себе пережить неудачу или потерю; как «привести себя в чувство», если все наконец-то получилось, но тревога не дает покоя? На все эти вопросы нет единого ответа. Кому-то помогают практики осознанности или упражнения из embodiment-подхода, кому-то йога или цигун, а кому-то - приготовление любимых блюд или спокойный вечер с близкими людьми. Или все вместе.

Но наука не стоит на месте, и, конечно же, исследователям интересно получить точное подтверждение полезности тех или иных способов - или опровержение. Португальские ученые А. Гальярдо, М. Кунья и Дж. Пинто-Гувея провели исследование эффективности программы поддержки, основанной на mindfulness (MBPI). В выборку исследования вошли 55 инфертильных женщин, проходивших программу MBPI (10 еженедельных сессий в групповом формате, длительностью около 2 часов каждая), и еще 37 инфертильных женщин, составивших контрольную группу (ссылка на статью - в первом комментарии).

До и после программы MBPI были проведены стандартизованные замеры уровня депрессии, состояния тревожности, внутреннего и внешнего стыда, осознанности (mindfulness) и сочувственного отношения к себе (self-compassion), самоэффективности в контексте проблемы бесплодия (веры в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации), и других показателей.

В начале исследования обе группы – и те, кому предстояло пройти программу MBPI, и женщины из контрольной группы, - по перечисленным показателям были статистически одинаковы. Но к завершению программы MBPI у женщин, посещавших сессии, было выявлено значимое снижение депрессивной симптоматики, внутреннего и внешнего стыда, склонности к попаданию в «ловушки» мышления (то есть, например, к следованию ошибочным стратегиям, чтобы оправдать их изначальный выбор, англ. entrapment). При этом у них отмечалось статистически значимое улучшение навыков mindfulness и повышение самоэффективности. А у женщин из контрольной группы не было никаких существенных изменений по названным психологическим показателям, за исключением снижения уровня самоосуждения.

Укрепление навыков осознанности (mindfulness) и самопринятия, а также когнитивной отстройки (cognitive decentering) от мыслей и чувств, похоже, помогает женщинам иначе проживать репродуктивные проблемы, ослабляя влияние этих проблем на жизнь женщины и снижая общий уровень стресса. Полученные данные позволяют сделать вывод, что MBPI является эффективным психологическим инструментом для женщин, испытывающих репродуктивные трудности.

Мы уделяем большое внимание различным способам самопомощи, которые помогут вам легче чувствовать себя в теме материнства и репродуктивного выбора.

Источник:
Mindfulness-Based Program for Infertility: efficacy study. Galhardo A., Cunha M, Pinto-Gouveia J. Fertil Steril. 2013 Oct;100(4):1059-67

Психологические и социальные аспекты бесплодия у мужчин
Психологическая помощь при репродуктивных трудностях: Чего хотят мужчины?
Как правило, в центре внимания исследователей психологии фертильности находятся женщины, а мужчины как будто остаются в тени. Может быть, это продолжение общей тенденции относить репродуктивные трудности, прежде всего, на счет женщины: это ведь она не может забеременеть, даже если у её партнера 0% сперматозоидов по строгим критериям Крюгера. И даже в практике ЭКО-клиник более распространен нейтральный термин «мужской фактор», чем «мужское бесплодие». Но это не значит, что проблемы нет и мужчины ничего не чувствуют в связи с репродуктивными трудностями.

Сегодня мы познакомимся с обзорным исследованием Джейн Р. Фишер и Карин Хаммарберг «Психологические и социальные аспекты бесплодия у мужчин».

Целью исследования было изучение англоязычных публикаций по психологическим и социальным аспектам бесплодия у мужчин и анализ общих выводов из этих исследований, которые могли бы быть полезны для науки и клинической практики. Было найдено 73 исследования, посвященных желанию мужчин стать отцами; психологическим и социальным аспектам диагноза «мужское бесплодие»; лечению с помощью вспомогательных репродуктивных технологий; психологическим последствиям неудачного лечения мужчин с репродуктивными трудностями. Эти исследования были очень разнообразны по научным подходам, дизайну, условиям проведения, но их результаты оказались достаточно согласованны.

Оказалось, что желание стать отцом как у фертильных, так и у инфертильных бездетных мужчин репродуктивного возраста сходно с тем, как их ровесницы хотят стать мамами. Поставленный мужчине диагноз «бесплодие» и принятие решения о лечении ассоциируется с повышением тревожности в связи с этой темой, а неуспешное лечение может привести к долговременной печали – в общем, мужчины тоже плачут. Однако, показатели клинически значимых проблем с психическим здоровьем в среди инфертильных мужчин не выше, чем у мужчин в общей популяции. Инфертильные мужчины, находящиеся в социальной изоляции, склонны к избегающему стилю поведения и воспринимают стрессовые события как сокрушающие, непереносимые. Они более подвержены сильной тревоге, чем мужчины, не имеющие репродуктивных проблем.

И вот что интересно для нас как для ведущих групп поддержки. Мужчины с репродуктивными трудностями предпочитают устную информацию о лечении - письменной. При этом им, похоже, больше подходит получать эмоциональную поддержку от врачей -специалистов по лечению бесплодия, чем от психотерапевтов, психологов, групп поддержки и самопомощи, или даже от друзей. Однако четко структурированные, фасилитируемые группы, имеющие скорее образовательную, чем психотерапевтическую функцию (но предполагающие и неформальный обмен опытом между участниками), также могут быть им очень полезны.

Как и почему мужчины принимают решение начать, продолжать или прекратить лечение от бесплодия? Как они переносят инвазивные процедуры в процессе лечения, и как проживается родительство после использования ВРТ? Как мужчины принимают решение о приемных детях и как они справляются с давлением общества и с тяжелыми переживаниями по поводу бездетности? Очень многие вопросы все еще ждут своих исследователей.

Источник:
Psychological and social aspects of infertility in men: an overview of the evidence and implications for psychologically informed clinical care and future research. Asian J Androl. 2012 Jan;14(1):121-9
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC37351...

Свяжитесь с нами:
E-mail
Имя
Телефон
Сообщение
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda